«Книга должна учить не только своим содержанием, глубиной и силой заключенных в ней мыслей, она должна учить и незримо учить всем комплексом своих данных, в том числе и чисто внешних. Ведь книга – живая, трепетная, творческая личность».
В. Мурзаев
>В наше время, время массового распространения Интернета и электронных библиотек, о том, что такое экслибрис, или книжный знак, помнят не все. Но это явление по-прежнему живо.
«Экслибрис – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Обычно на нем обозначено имя владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки», - вот такое определение можно найти в любом словаре. Термин «экслибрис» произошел от латинских слов «еx» и «libris» - «из книг». Экслибрис - это особая композиция, которая либо текстом, либо символистическим изображением без текста, либо текстом и изображением вместе указывает на собственника книги.
А как возникла традиция книжного знака? Как экслибрис - маленькая картинка – превратился в большое искусство? Что способствовало расцвету этой традиции, и почему книжный знак стал важным элементом книги, индивидуальной особенностью конкретного экземпляра, которая так ценится коллекционерами?
Чтобы разобраться детально, обратимся к истории – ведь это явление существует не одну сотню лет. Искусство экслибриса в форме, приближающейся к современной, родилось в средние века. На протяжении своей истории книга долго оставалась очень ценным владением, и не только из-за высокой цены. Обладание книжным собранием было своеобразной социальной меткой, означало принадлежность к элите, указывало на высокий статус и богатство.
Начиналась история экслибриса с обычных надписей на рукописных изданиях, свидетельствующих о принадлежности тому или иному владельцу. Немногочисленные обладатели книг в ту пору поручали переписчикам делать такие пометы или делали их самостоятельно. Сначала это были простые надписи, позже такие указания оформлялись в виде виньетки и рисунка на заглавном листе или на внутренней стороне переплета. В европейской традиции они обычно начинались со слов «ex libris» («из книг») или «ex biblioteca» («из библиотеки»), а затем следовали имя, фамилия, титул собственника книги или название монастыря. Позднее к надписям стали добавлять изображение родового герба, портрет высокопоставленного хозяина библиотеки или различные рисунки, характеризующие некоторые стороны жизни и деятельности владельца. Самые ранние экслибрисы на книгах Древней Руси относятся к XV веку.
Экслибрис игумена Досифея. Соловки, XV в.
Книгопечатание способствовало развитию переплетного искусства, вызвавшего к жизни новые формы владельческих надписей: просвещенные библиофилы стали сочетать владельческую надпись с желанием украсить книгу. По их заказу на внешних сторонах переплетных крышек стали делать оттиски изображений родовых гербов и имени владельца. Эти тисненные книжные знаки называют суперэкслибрисами. В России первым известным суперэкслибрисом считается знак - государственный герб и текст о принадлежности книги Ивану Грозному - на переплете «Апостола», изданного Иваном Федоровым.
В первопечатных книгах встречалась и другая форма владельческого знака: он был включен в общую композицию типографского набора книги, его верстали вместе с титулом издания.
Экслибрис в том виде, в котором он существует по сей день, появился в XV веке. Благодаря повсеместному распространению типографий родилась новая форма книжного знака: ярлык, который печатался отдельно от книги и предназначался для наклеивания на форзац книги или внутреннюю сторону переплета. Первые такие экслибрисы, по мнению ученых, появились в Германии, в самом начале эры книгопечатания. Старейший датированный книжный знак принадлежал Гансу Разу из Кёстера (на нем сохранилась рукописная помета «1491»), а на экслибрисе базельского епископа Теламения Ламбергера впервые встречается напечатанная дата – 1498 год. На миниатюре изображен сам епископ, преклонивший колени перед своим святым патроном, – это первый известный историкам так называемый «портретный» экслибрис. В России первые экслибрисы-ярлыки появились в первой четверти XVIII в., в эпоху Петра I.
Экслибрис Графа А. Уварова и книжные знаки работы В. Фаворского»
С общекультурной точки зрения экслибрис можно считать знаком собственности, совмещенным с индивидуальной самооценкой. Эти миниатюры не просто оберегали ценное имущество от чужих посягательств, создатели экслибрисов с самых первых лет существования этого жанра стремились воплотить в книжном знаке духовные и социальные ориентации обладателей книжных сокровищ. У истоков высокого искусства экслибриса стояли такие выдающиеся мастера своего времени, как Лукас Кранах-старший и Альбрехт Дюрер. Известны 7 проектов и 13 тиражированных знаков работы Дюрера, первым из которых был экслибрис ученого, гуманиста и библиофила Виллибальда Пиркгеймера с удивительным девизом «Себе и друзьям».
Портрет В. Пиркгеймера. Гравюра А. Дюрера, 1524
Расцвет искусства экслибриса привел к тому, что уже с начала XX в. книжные знаки стали предметом собирательства. Мир экслибриса, в который мы сегодня только заглянули, прекрасен и поучителен. Он богат графическими шедеврами прошлого и продолжает жить сегодня благодаря работам художников, наших современников, и тем, кто хранит верность традициям книжной культуры.
Ольга Золотаревская,
кандидат исторических наук