Антикварные книги

Библиотека доктора Живаго

Библиотека доктора Живаго

Продолжая разговор о коллекционировании и библиофилах, предлагаем вниманию читателей рассказ о замечательном личном книжном собрании, завещанном Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и вот уже более 70 лет бережно хранимом научной библиотекой этого музея, - библиотеке Александра Васильевича Живаго (1860-1940), однофамильца литературного героя Б. Пастернака.

Александр Живаго окончил медицинский факультет Московского университета и более 30 лет служил врачом в Голицынской больнице, перед революцией 1917 г. был членом ее правления.

Преданное служение медицине и отечественной культуре – так можно охарактеризовать тот долгий путь, который прошёл наш доктор Живаго. Книги его библиотеки отмечены экслибрисом с изображением символов медицины (чаша, обвиваемая змеей), культуры, красоты, художественного творчества (статуя Венеры Милосской). На переднем плане знака изображена книга, на развороте которой приведены слова (на латыни) римского философа и врача Авла Цельса: «Элементы здоровья содержатся в растениях и используются в простой медицине», – и Цицерона: «Все искусства связаны между собой неким родством».

Афоризм Цицерона стал не только идейным стержнем коллекции книг, которую Живаго собрал и сохранил, но и эпиграфом к судьбе и трудам Александра Васильевича – врача, искусствоведа, историка, коллекционера, фотографа, путешественника и охотника. Представляющая сегодня немалую ценность, библиотека А.В. Живаго примечательна, прежде всего, тем, что отразила широту и глубину интересов, а также незаурядные таланты ее владельца.

Врач знаменитой старейшей московской больницы для бедных, прекрасно образованный светский человек, потомок известного в России купеческого рода, А.В. Живаго с детства увлекался театром, с четырнадцати лет вёл театральные дневники, участвовал в «Артистическом кружке» и самодеятельных спектаклях.

Он был лично знаком с Константином Сергеевичем Станиславским, Марией Николаевной Ермоловой, Александром Ивановичем Южиным-Сумбатовым, дружил с Алексеем Александровичем Бахрушиным – книги, посвященные театру и сценическому искусству, любопытные издания драматических произведений составляют обширный раздел его библиотеки. Многие из этих книг украшают дарственные надписи замечательных деятелей российской сцены.

Александр Живаго был неутомимым путешественником: он побывал во многих европейских странах, исследовал страны и города Северной Африки и Малой Азии – его библиотека хранит книжные «метки» этих странствий. Издания о Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, Швеции, Финляндии, Испании, Италии, о странах Востока, а его фотоархив – уникальные снимки, сделанные Живаго.

Любовь к путешествиям Живаго сохранил и в зрелые годы. В советское время он странствует по местам, связанным с русской историей: Переславль-Залесский, волжские города, окрестности Москвы, Ленинграда, Новгорода, Владимира.

В 30-е гг. ХХ века Александр Васильевич проводит отпуска в Клинском доме-музее П.И. Чайковского и, обладая талантом графика, прекрасно владея историческим материалом, оформляет экспозицию дома-музея. «На память о П.И. Чайковском» – книга 1894 г., изданная Елизаветой Гербек в Москве, с дарственной надписью директора дома-музея А.Т. Жегина - сохранилась в библиотеке Живаго, как и другие многочисленные издания по истории русской культуры и русской провинции.

История еще с гимназических лет была в самом центре интересов этого пытливого человека. В его собрании сохранились такие библиографические редкости, как, например, «Собрание портретов россиян знаменитых с приложением кратких описаний», изданное Платоном Бекетовым в Москве (1821); «Святой Благоверный Великий князь Александр Ярославич Невский» М.И. Хитрова (книга, изданная И.Д. Сытиным в 1893 г.); «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева  (1896), изданная в Петербурге товариществом «Общественная польза»; «Домашний быт русских царей» (1915); «История города Москвы» (1902); великолепно иллюстрированная «Эллада» Вильгельма Вегнера (1903) и множество других книг по истории и культуре России, Европы, Китая, Индии, Монголии.

Библиотека Живаго поступила в фонды ГМИИ в 1940 г. вместе с его большой коллекцией археологических и этнографических памятников (532 подлинника). Главной темой этой замечательной коллекции была история культуры Древнего Египта. Собрание оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры А.В. Живаго дополняет уникальные коллекции ученых-востоковедов В.С. Голенищева, А.В. Прахова и другие приобретения музея – сегодня ГМИИ занимает видное место в ряду лучших мировых коллекций древнеегипетского искусства.

Первые предметы египетской коллекции были приобретены А.В. Живаго в конце 1890-х гг. В свободное время врач изучал труды знаменитых востоковедов, предметы, найденные при раскопках центров великой цивилизации, выполнял переводы трудов известных французских и немецких ученых, занимался поиском и приобретением древностей в Египте.

«Египетский» раздел библиотеки Живаго – самый обширный и интересный. В нем представлены труды известных египтологов: Гастона Масперо, с которым Живаго был знаком лично, Говарда Картера, Гюстава Ле Бона («Первые цивилизации», Париж, 1889), три издания двухтомника «История Древнего Востока» (1911, 1913, 1931), знаменитое роскошное издание Э.Э. Ухтомского «Путешествие на Восток наследника цесаревича Николая Александровича в 1890–1891 годах» в 3 т. (СПб., 1893) и множество других замечательных изданий.

Многолетняя дружба связывала Александра Васильевича с известным египтологом профессором Борисом Александровичем Тураевым, чьи авторские дарственные надписи стоят на титульных листах публикаций Тураева «Бог Тот» и «Магический папирус» из собрания Живаго.

Зимой 1910 г. Александр Васильевич осуществил первую долгожданную поездку в Египет, и это событие во многом определило его дальнейшую жизнь. Путешествие протяженностью около 1300 км нашло отражение в фундаментальном труде А.В. Живаго «Путешествие по Нилу до 22° северной широты», в основу которого легли сделанные им сотни фотографий и диапозитивов памятников древней культуры, подробный дневник, путевые заметки и зарисовки. К сожалению, этот труд не был издан.

В 1915 г. директор Музея изящных искусств профессор В.К. Мальмберг, академик Б.А. Тураев и строитель музея архитектор Р.И. Клейн обратились к Живаго с предложением занять место ученого секретаря музея, но в то время Живаго не смог оставить врачебную практику.

Однако в октябре 1917 г. его 31-летняя служба в Голицынской больнице закончилась. Опыт и знания доктора Живаго не были востребованы новой властью, он не смог вновь получить место врача, бедствовал, но продолжал работать. Надеясь со временем издать альбомы-каталоги своих коллекций, в 1918 г. Живаго создает прекрасные рисунки с натуры предметов египетского и греческого искусства. За эту работу и за выставленные в 1918 г. на 1-й выставке графики отдельные графические работы по искусству Северного Причерноморья Живаго получил звание графика-техника и был принят во Всесоюзный профессиональный союз работников искусств.

В феврале 1919 г. к нему, буквально умиравшему от голода, снова пришли В.К. Мальмберг, Б.А. Тураев, Р.И. Клейн и реставратор музея В.Д. Сухов и предложили работу в музее. Так, начиная с 1919 г. и до конца жизни, деятельность Александра Васильевича Живаго стала неразрывно связана с Музеем изящных искусств, ныне Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Вступив в должность ученого секретаря, А.В. Живаго принял на себя также обязанности лектора-руководителя по отделу классического Востока. По воспоминаниям выдающегося египтолога-искусствоведа Светланы Измайловны Ходжаш, его живые и остроумные экскурсии по египетскому залу музея всегда сопровождались яркими подробностями, а лекции Живаго о культуре Древнего Египта привлекали множество слушателей.

Не прекращалась и научная обработка коллекции Живаго: Александр Васильевич составлял каталоги, описывал предметы, делал их собственноручные зарисовки, работал с личным архивом (уникальное собрание документов о семье, учебе, работе в больнице и музее).

Ещё в 1933 г. Живаго составил завещание, по которому он передавал музею все собранные им коллекции произведений искусства, диапозитивов, библиотеку и художественную мебель.

В ГМИИ хранится собственноручно подготовленный А.В. Живаго каталог его библиотеки – более 6 тысяч томов, систематизированных по тематическому признаку: медицина, научная литература по естественным наукам и этнографии, история и археология, описания и путешествия, история искусств, монографии, посвященные художникам, художественные издания и каталоги, русская и иностранная беллетристика, мемуарная и биографическая литература, книги о театре, энциклопедические словари, журналы.

Большая часть дореволюционных изданий библиотеки Живаго заключена в составные владельческие переплеты, выполненные в строгой классической манере XIX века: кожаные углы и корешок, переплетные крышки, оклеенные мраморной бумагой. Между бинтами (выпуклыми элементами корешков, скрывающими надежную связку книжного блока) – названия книг, тиснённые золотом, в нижней части корешка – инициалы «А.Ж.», а в верхнем левом углу первого форзаца книги – экслибрис «Изъ книгъ А. Живаго».

В 2020 году исполняется 160 лет со дня рождения Александра Васильевича Живаго, замечательному библиофилу, учёному, коллекционеру... О его многочисленных плодотворных занятиях, профессиональных и личных интересах можно рассказывать долго и увлекательно.

В заключение хотелось бы отметить тот факт, что вместе с библиотекой и коллекциями Живаго в ГМИИ им. А. С. Пушкина поступили его, личный архив и огромное количество фотоматериалов – 6000 стереопар на стекле, более 1000 негативов, около 500 стереопар на картоне и семи большеформатных фотоальбомов. Фотографической коллекции Александра Живаго посвящено уникальное издание – «Окно в прошлое. Доктор Живаго и его фотоархив в ГМИИ им. А. С. Пушкина» (2015). Книгу написали сотрудники отдела визуальной информации ГМИИ им. А.С. Пушкина Ада Беляева и Елена Зиничева.

Читайте также:

Антикварные книги
Из истории книжного знака
В наше время, время массового распространения Интернета и электронных библиотек, о том, что такое экслибрис, или книжный знак, помнят не все. Но это явление по-прежнему живо
Антикварные книги
Влияние «Статистических таблиц государств и владений» на развитие российского книгоиздательства
Адольф Маркс… Издатель от Бога, просветитель истинный подвижник своего дела, прославивший свое имя прежде всего выпуском популярнейшего еженедельного журнала «Нива», бесплатными приложениями к которому были литературные сборники, собрания сочинений русских писателей и альбомы репродукций русских художников
Антикварные книги
Миллионы за поэму: как устроен рынок книжного антиквариата
С приходом цифровой эпохи коллекционирование редких бумажных книг кажется занятием еще более увлекательным и прибыльным. Вместе с экспертом разбираемся, что нужно знать о рынке книжного антиквариата и как правильно в него инвестировать
Антикварные книги
«Книга неподвластна времени, если идущее вперед время вбирает её в себя». Томас Манн
Почему так притягательны старинные издания? Почему цена на некоторые старинные книги головокружительно высока, а стоимость других на современном рынке минимальна?
Антикварные книги
Семь современных эксклюзивных и подарочных изданий
Коллекционное, библиофильское, эксклюзивное издание – в этих терминах не специалисту разобраться не так-то просто, но, находясь у витрин с такими книгами на минус первом этаже «Библио-Глобуса», сразу понимаешь, почему эти книги – особенные